Будни студента журфака ВШЭ

Проект закрыт — бросил Вышку в конце первого курса и в 2019 поступил на журфак МГУ.

Манифест проекта

Ctrl + ↑ Позднее

13 октября. Так я стал психологом

Сегодня были две лекции по психологии и факультатив по старению населения.

I и II лекцииПсихология

Утро. Тринадцатое. Пятница. Холодный противный и какой-то ветхозаветный ливень. Пустые улицы с такими же пустыми тротуарами. Полупустая аудитория. Неудивительно, что Семёнов в этот день показался слушателям уже сразу надоевшим, и даже смертельно. Он рассказывал о хороших и важных вещах: о Канте, о звёздном небе внутри нас, о нравственном законе над нами, о кошках, но капли дождя стучали об асфальт, громче, чем звучала его речь. Во всём этом чувствовалось что-то конфуцианское.

На последней парте сидели две девочки. Они никого не трогали, никому не мешали, возможно, им даже была интересна психология, просто захотелось поговорить о своём. В этом не было ничего плохого и предосудительного. В обычный день Игорь Никитович даже не заметил бы их. Но этим утром всё было не так.

Игорь Никитович вскричал (и «вскричал» — это очень точное слово):

Прекратите болтать! Вы должны слушать и стремиться понять, о чём идёт речь!

Естественный человеческий испуг мгновенно появился в их глазах. Примерно так же ощущал себя древний человек, заметив пещерного льва около входа в своё жилище. Девочки сразу прекратили болтать, а Игорь Никитович — нет. Он дружелюбным тоном, от которого у меня по коже побежали мурашки, рассказал о том, что всё, что происходит в жизни человека записывается на подкорку, и на экзамене подкорка подскажет сознанию Игоря Никитовича задать девочкам вопрос по материалу сегодняшней лекции (а те уже явно были не рады, что родились на свет).

Я слушал Семёнова и думал, что не в первый и даже не в сотый раз он говорит такие слова таким студентам. И не в первый и не в сотый раз они звучат как откровение, хотя, на самом деле, не являются им. Ну, сказал он вслух, что преподаватель необъективен в выставлении оценки и опирается на симпатии и антипатии — это давно уже никого не смущает, в том числе и самого преподавателя. Что до сокурсников — судя по кислому виду, с каким они слушали Семёнова, вряд ли они его даже слышали.

Пропесочив несчастных, Игорь Никитович решил разрядить обстановку и поделиться с нами «личной тайной».

Это было, когда я поступал на философский факультет. Мне сказали: «Ты медалист, а ведь у нас нет военной кафедры. Хочешь — поступай на психологию, там она есть. Мы тебе разрешим на лекции по философии ходить». Так я стал психологом.

Семёнов, кажется, сказал всё, что мог сказать вслух в такой ситуации. Он пытался как-то расшевелить аудиторию, вызвать хоть какую-то эмоцию.... Увы, дождь всё так же шёл и присутствующие, кажется, начали постепенно терять понимание того, что именно они здесь забыли и зачем они тут все вообще собрались.

Я шёл на Хитровку и вспоминал Лермонтова: «И скучно и грустно, и некому руку подать... А годы проходят — все лучшие годы». Классик, как всегда, был прав.

ФакультативСтарение населения

Лекция в четырёх слайдах:

День рожденияСенько

Я и М. поздравили Александра Викторовича с днём рождения. Он очень доволен подарком (обычно вокруг супергероев в фильме в этот момент возникает огненное кольцо):

2017  

12 октября. Трабл

Сегодня был семинар по «ТиПРЛЯ».

Семинар ТиПРЛЯ

Весь семинар народ выступал с презентациями. До меня очередь не дошла. Придётся присылать презентацию и текст к ней преподавателю на почту. Не жизнь, а бета-тестинг траблов и сложных ситуаций сплошной.

2017  

10 октября. Старость = смерть?

Сегодня был факультатив «Старение населения в современном обществе», говорили о социальном окружении и занятости в пожилом возрасте.

ФакультативСтарение населения

Если бы я учил всё человечество, как ему надо жить, то сказал бы одну фразу: не ждите момента, чтобы заниматься любимым делом, учитесь говорить, уважайте выбор другого, не живите ожиданиями, готовьтесь к старости.

А теперь — подробнее о последнем.

Нас не готовят к старости. К школе готовят, к институту готовят, а к старости — нет. Общество ориентировано на молодых, ориентировано на полезность, выгоду, утилитарность. Старики в эти ценности не вписываются. Обществу кажется, что старость = проблема.

Мы очень боимся будущего старика-себя. Поэтому мы собираем пожилых людей в подобия гетто, где о них заботятся. Проблема в том, что в домах престарелых старики одиноки. А одиночество у стариков хуже, чем у молодых. У них мало социальных связей (все, знакомые давно умерли или сидят в других гетто, дети разъехались), старики не понимают, зачем им дальше жить.

В прошлом пожилые люди были хранителями мудрости, сейчас их заменил интернет. В Африке стариков вообще считают колдунами, которые крадут годы жизни у молодых.

У нас в обществе нет культуры старости. Темы старости и смерти — табуированные темы. Это глупо и неправильно.

Представьте, вы живёте в деревне в трёхэтажном доме. Как вы будуте жить в нём, когда вам стукнет девяносто лет? Ноги болят, подниматься выше второго этажа врач запретил, а у вас кровать на третьем. Значит, в старости надо переехать в одноэтажный дом. Хорошо бы этот вопрос продумать заранее, а не в девяносто лет.

И такого до кучи:

Ладно, хватит об этом. Просто помни, что сегодня мы стали старше на двадцать четыре часа.

2017  

9 октября. Вёрстка в гугл-доке

Сегодня были две лекции по базовым инструментам журналистики и семинар по теории и практике русского литературного языка.

I и II лекцииБИЖ

Лекция началась с того, что Владимир Викторович сказал завести всем аккаунт в гугле (а как же импортозамещение?). Все послушно начали заводить.

Гурьянов тем временем не спеша открыл гугл-драйв, создал новый гугл-док, нажал кнопку «вставка», в выпадающем меню выбрал «рисунок» и начал рисовать голову. Аудитория зашевелилась и зашумела от причастности к чему-то большому и основательному. Тут чувствовалась сенсация, свидетелями и едва ли не участниками которой мы только что стали.

По моему глубокому убеждению, этот рисунок означал конец лекции, хотя она могла дальше продолжаться ещё сколько угодно, просто ничего интересно быть уже не могло.

И действительно — оставшееся время мы верстали статью в гугл-доке: делали заголовки, вставляли картинки, добавляли гиперссылки.

Я писал о гравитационных волнах:

Сделал всё минут за двадцать, два раза показал, собрал правки и отправил на окончательную проверку.

Делать было больше нечего, я набрался наглости и попросил преподавателя прокомментировать страницу о себе. Разговор потихоньку перетёк на блог, вёрстку, хтмл, цсс и вордпресс.

Внезапно Владимир Викторович сказал, что мы будем учиться верстать на Виксе. Я внутренне замер, сжался, переспросил, втайне надеясь, что ослышался. Гурьянов повторил. Только после этого повтора, я понял истинный смысл первого принципа буддизма: наша жизнь есть страдание.

Светлое будущее наступило, но оказалось, что оно мрачнее прошлого.

ЛекцияТиПРЛЯ

Всю лекцию слушали презентации о словарях. Самая крутая:

Лиза, прости за ужасное фото, можешь убить меня завтра

Ещё из классного:

2017  

5 октября. Шрифт и октябрь 1961

Сегодня были лекции по базовым инструментам журналистики и по теории и практике русского литературного языка.

ЛекцияБИЖ

Сегодня лекцию вёл Владимир Викторович Гурьянов. Он рассказывал о шрифте, минускулах, антикве, трекинге, базовой линии и стадиях восприятия текста (увидели → распознали → заинтересовались → прочли).

Важное-интересное:

Заметки О. с лекции:

В конце лекции были бурные аплодисменты. Услышав их, я почему-то представил себе тёплый октябрь 1961 года. В Кремлёвском Дворце съездов проходит XXII съезд КПСС, Хрущёв обещает к 1980 году построить в СССР коммунизм, Донецкий «Шахтёр» обыграл московское «Торпедо» со счётом 3:1 и стал обладателем Кубка СССР. До конца первой и единственной семилетки ещё куча времени, за открытым окном ровным строем шагают пионеры, в небе летит «Спутник-1», министр обороны США говорит, что: «Победа в войне с СССР более недостижима», дует тёплый ветерок, на липах, посаженных вдоль дороги, желтеют листья...

И я подумал, что аплодисменты могли бы быть и поуверенней.

ЛекцияТиПРЛЯ

Всё-таки название у предмета странное: «Теория и практика русского литературного языка». Казалось бы, русский язык — родной для большинства сокурсников, русская литература прочно засела у нас в печёнках от нескончаемой и мучительной подготовки к ЕГЭ, теорию нам по -дцать раз объясняли в школе, практикуемся мы ежедневно, когда ищем удачное сочетание для подписи в Инстаграме, учимся не на филологии... Чего же боле?

Но нет, будущих журналистов обязательно надо учить пользоваться словарём, писать словарные статьи и искать примеру употребления слов в Национальном корпусе русского языка. Короче, лекция по ТиПРЛЯ как-то особенно сплачивает своей враждебностью по отношению ко всему живому в общем и к бакалаврам первого курса в частности.

2017  
Ctrl + ↓ Ранее