20 октября. Rudenėja
Сегодня были две лекции по психологии и факультатив по старению населения.
I и II лекцииПсихология
В литовском языке есть чудесное слово — Rudenėja. Оно означает состояние природы, характерное для начала осени. Rudenėja была у меня в душе после психологии.
Всё началось с того, что Семёнов попросил девочек на задних рядах прекратить болтать. Те, наученные горьким опытом, замолчали. И наступившая тишина до сих пор звенит у меня в ушах.
Дальше два часа Игорь Никитович рассказывал о Юнге, Фрейде, психодрамах, архетипах и формуле личности для людей, которые, прямо скажем, собрались здесь вообще не ради него.
За десять минут до окончания лекции я понял, что ничего интересного уже не будет, взял рюкзак и вышел. Семёнов молча смотрел мне в спину с тем интересом и с тем полным боевой готовности уважением, с которым один разъярённый боевой бронтозавр взирает на другого. Мне вдруг стало очень жалко его, ведь Игорю Никитовичу, наверное, очень сложно жить и преподавать в моём цифровом веке.
Игорь Никитович, простите меня.
ФакультативСтарение населения
Японский кодекс самураев говорит: «Если есть выбор, выбирай путь, ведущий к смерти». Но мы не самураи и боимся смерти и стариков. Это называется «эйджизм». На факультативе обсудили, что это такое и как ему противостоять:
В конце смотрели фильм:
Акела промахнулсяКаждый, кто идёт в медиа — сумасшедший авантюрист
Написал текст о медиа для газеты ко дню открытых дверей, но его не одобрила главред. Публикую его здесь:
В медиа приходят люди с горящей звёздной пылью в голове. Они не говорят, не рассуждают, а берут и делают. Делают, как будто в последний и в то же время в первый раз в жизни: круто, ярко и немного волнуясь.
В медиа приходят для удовольствия, а не ради вознаграждения. Вы вряд ли будете известны и знамениты (зато получите внутрицеховое признание, что гораздо ценнее). Вы вряд ли будете богаты и сможете летать на своём самолёте (зато сможете зарабатывать даже тогда, когда холодильники будут умнее, чем их пользователи). Вы будете часто и много делать то, что не нравится (зато вы найдёте себя). В медиа стоит идти только, если вас прёт от него.
В медиа принята протестантская трудовая этика: работай хорошо, отвечай за поступки и принимай правильные решения. Никто никогда ничего никому не должен. Что-то не нравится — критикуй и улучшай.
У медийщиков зарплата маленькая, а связей много и есть возможность влиять на десятки и сотни тысяч людей, поэтому нам иногда предлагают суммы с пятью нулями, чтобы мы что-нибудь сделали или, наоборот, не сделали. Правильный медийщик умеет сопротивляться подобным соблазнам, потому что понимает, что репутация важнее быстрых (пусть и больших) денег.
Иногда в медиа идут, чтобы защищать маленького человека (больные дети, геи в Чечне) или убивать большого (самый известный пример — серия статей об Уотергейтском деле Боба Вудварда и Карла Бернстайна, которая привела к отставке Ричарда Никсона). В мировом масштабе первое получается относительно часто, а второе — редко. В России же и первое, и второе почти невозможно.
Несмотря на всё это, в медиа стоит идти ради одной вещи — возможности писать и говорить правду о ком и о чём угодно.
Каждый, кто идёт в медиа — сумасшедший авантюрист. Хвала ему!