14 сентября. День Вышки в ЦПКиО им. Горького

Сегодня в парке Горького был День Вышки. Я туда шёл ради двух лекций. Репортаж с места слушаний.

I лекция Прозоров

Первая лекция должна была начаться в 15:00, но задержалась минут на десять — предыдущий оратор Ирина Бахтина отвечала на вопросы слушателей. Наконец, на сцену поднялись Глеб Прозоров, генеральный директор «Ведомостей» и Екатерина Дербилова, редакционный директор. Поднялись оба, но слушать стоило одного.

Прозоров начал с заявления: «Сегодня человечество глупеет. Мы смотрим больше картинок, а в буквах всё меньше смысла. Сегодняшнее потребление — потребление идиотов». На самом деле тут не было никакой новости, хотя прозвучало, на первый взгляд, очень громко.

«Сегодня „Ведомостям“ трудно находить аудиторию. В лучшие годы наш тираж не превышал 75 000 экземпляров. Подчёркиваю, в лучшие! Для сравнения тираж Уолл Стрит Джорнал — около миллиона. Я уж не говорю про японские и корейские СМИ» — Глеб внешне говорил совершенно спокойно, без всякого азарта, как и положено человеку его уровня, но внутренне, такое впечатление, был разгневанным, очень разгневанным, самым разгневанным человеком в мире.

Дальше Прозоров дал наставления юным журналистам: «Информация только тогда информация, когда о ней пишут Интерфакс или Ведомости. Не верьте блогерам. Это не информация, а самовыражение». Я задумался о себе и своей роли в этом мире. Аудитория же слушала молча, спокойно и сосредоточенно.

«Роль медиа растёт, потому что им доверяют. В Америке есть традиции независимой журналистики. В Америке есть ориентиры. А у нас — нет. СМИ сейчас выкупаются олигархами. В регионах независимых СМИ нет. Мы — последнее независимое СМИ» — генеральный директор «Ведомостей» говорил чёткими, отточенными (заученными?) фразами. Каждое слово в них было историей. Он, кажется, забыл перед кем выступает. Или не забыл, но надеялся на что-то...

«Мы не конкурируем с соцсетями, Яндексом или Гуглом, потому что с ними бессмысленно и невозможно конкурировать. Соцсети — это просто площадки распространения. Они не сделаны для медиа-бизнеса. Яндексу плевать на всё. Они могут дарить трафик. Поэтому реклама там стоит 30 копеек. У нас реклама стоит гораздо дороже. Иначе экономически нецелесообразно» — Прозоров вошёл в раж и говорил уже с подлинной болью в голосе. Казалось, ещё немного, и он снимет галстук, скинет пиджак и поведёт слушателей на штурм офиса Яндекса. Построит толпу на улице Льва Толстого, произнесёт ещё раз свои слова и в окна почти сами собой полетят первые камни, откуда-то появятся тяжёлый пулемёт, лёгкое автоматическое оружие и система залпового огня до 60 км дальности... Короче, Яндекс падёт.

Внезапно мой сосед В. встал и пошёл к выходу. Не смог справиться с лавиной информации, которая обрушилась на него и обрушится ещё. Глеб явно заметил потерю слушателя (бойца?), но виду не показал. К счастью или к сожалению, до конца лекции оставалось десять-пятнадцать минут. Прозоров рассказал о рекламных принципах «Ведомостей», о догме и ушёл со сцены. Зал долгожданно зааплодировал. Это было вообще нечто из ряда вон выходящее.

После лекции я догнал выступающих и задал вопрос, который мучил меня больше всего: «Глеб Борисович, а что по-вашему самое главное для журналиста и СМИ?»

Глеб Борисович встрепенулся, повернулся ко мне и начал говорить о незыблемости догм и канонов. Мы шли по парку Горького одни, Екатерина Дербилова со студенткой повернула куда-то направо и Глеб не заметил этого — настолько он был поглощён своей проповедью. А я заметил, остановился и хотел завершить разговор, но Прозоров не хотел его завершать. Быстрыми, широкими, уверенными шагами он направился в сторону удаляющейся спины редакционного директора. Мне ничего не оставалось, как последовать за ним.

«Внутренние лекала — самое важное в профессии журналиста и в работе СМИ» — Глеб очень уверенно возводил из слов фундамент неприступной крепости. Я пытался осмыслить беспрецедентность происходящего. «Даже контент вторичен по отношению к лекалам?» — попытка была жалкой, но хоть какой-то. «Да, ведь лекала создают этот контент» — сказал Прозоров на прощание и ушёл в закрытую часть гастропаба «Крылышко или ножка», где сидели преподаватели и руководство Вышки. Меня с ним не пустили. А жаль.

Фланирование

До следующей лекции оставалось два часа. Я прошёл круг по павильонам факультетов, сходил в «Гараж», выкупил два билета на фильм «Квадрат», который начинался в 20:00, зашёл на выставку «Портрет ВШЭ»

Сел в гастропаб «Крылышко или ножка». Глеб Прозоров оттуда уже ушёл. А я ведь ради него туда пришёл... Тут из закрытой части вышел Александр Архангельский и у меня появилась надежда. Я окликнул его, но Александр Николаевич, пожав мне руку, быстро пошёл к выходу.

Принесли хумус с помидорами:

Вкусно, но не стоит 400 рублей.

II лекцияСебрант

На второй лекции выступал Андрей Себрант, директор по маркетингу «Яндекса» (какая ирония судьбы). Перед его выступлением полил дождь:

А потом в небе появилась двойная радуга:

Себрант начал лекцию с тезисов: «Будущее никому не известно. Всё самое интересное ещё не придумано». Я внутренне был с ним согласен. Аудитория тоже.

Рассказал об изменчивости профессий: «Профессий 2030 года никто не знает. Я был физиком до 1992 года, после занимался интернетом и маркетингом. В своём детстве я такого слова „маркетинг“ не знал. А ещё сегодня есть профессия: оператор боевого дрона. И за неё платят очень хорошие деньги. И работа интересная». Я задумался.

Дальше директор по маркетингу «Яндекса» сказал, что сейчас невозможно избавиться от слежки в сети. «Вы не заходите в сеть? Есть метод идентификации по пяти местам. По вышкам сотового оператора». Зал оцепенел. Тут Себрант начал уговаривать нас (хотя, по-моему, прежде всего самого себя) оставаться спокойными и не бояться будущего. Уговорить не особо получилось.

Андрей перешёл к теме нейросетей. «Нейросеточки трудятся под капотом поиска. Каждый день на периметр Яндекса совершаются несколько крупных атак злыми нейросеточками. Но по периметру Яндекса бегают более быстрые и сильные нейросеточки, которые побеждаю злых. Об этом фильм можно снимать». И правда. Можно. Только нейросеточкой.

Скакнул к управляемым машинам и мне стало слегка нехорошо. Себрант упомянул про эксперимент Форда, а потом взял и раскрыл все карты: «Город красят за ночь пульверизаторами в абстрактные полосочки. Утром беспилотные машинки давят людей, потому что нейросеточка перестала правильно ориентироваться». Мне стало совсем нехорошо.

Директор по маркетингу «Яндекса» закончил лекцию фразой «Сейчас важны навыки». Не поспоришь. Только где их взять-то — навыки уворачивания от беспилотных машин?

Поделиться
Отправить
Запинить
2017  
Ещё? Тогда вот